24.03.2018
0
115

«Ты – не только мозг», – как биология ломает стереотипы

«The Biological Mind» исследует как мозг, тело и окружающая среда делают нас теми, кем мы есть

В небольшой забегаловке в Севилье, Испания, Алан Джейсанофф (Alan Jasanoff) провел свой первый опыт с мозгами — поместил в яйца и подал с картофелем. На тот момент он больше интересовался поиском хорошей, недорогой еды, чем изучением не совсем приятного на вид органа, который ел.

Годы спустя, Джейсанофф начал изучать мозг, как часть своего обучения в области неврологии, и он, как и многие другие, продолжал чтить эту науку. В конце концов, он пришел к выводу, что это корень нашей души и сознания. Но сегодня у Джейсаноффа есть еще одна точка зрения: он увидел всеобщий трепет перед органом, который способен мыслить некорректно и даже в некоторых случаях представляющим опасность для общества.

McGovern Institute associate member Alan Jasanoff. Photo: Allegra Boverman

В издании «The Biological Mind» Джейсанофф, теперь уже нейробиолог MIT, обращается к романтизированному представлению о мозге — его обособленности и превосходстве по отношению к телу, и его описанию, как чего-то сверхъестественного — называемого «мистикой мозга». Такая оценка основана, частично, описаниями, которые изображают мозг без какой-либо связи с телом или по аналогиям, которые сравнивают мозг с компьютером.

Разумеется, мозг действительно обладает огромной вычислительной мощностью. Однако целью Джейсаноффа является показать, что мозг не работает как некое отвлеченное, мистическим образом устройство, но при этом является шаром из плоти, наполненным жидкостями, который находится в гармонии с остальной частью тела и окружающей средой. «Собственное Я» не только формируется из мозга, как он объясняет, но также и из взаимодействий химических веществ в наших телах со всем, что нас окружает.

Мозг человека, МРТ

Для описания проблемы Джейсанофф предлагает обширный и интересный обзор философских школ и представлений о мозге, изложенных в СМИ, которые приводят к росту темы «мистики мозга», особенно в течение последних десятилетий. Он разрушает такие идеи с использованием противоположных примеров и привлекательных анекдотов. К примеру, его ясное и живое описание наших эмоций и действий, связанных со стрессом, являются мощным доказательством связи между мозгом и телом. Однако воздействие на мозг сопровождается и с другими точками соприкосновения с окружающей средой. Не безупречна даже креативность, которая часто тормозится повторными взаимодействиями с тем, что находится вокруг нас.

 

Джейсанофф критикует то, как с помощью «мистики мозга» люди уменьшают значимость таких проблем поведения человека, как наркомания или пищевые нарушения (анорексия, булемия), связывая это исключительно с проблемами мозга. Такие проблемы больше не рассматриваются как «моральные недостатки», а становятся «сломанными мозгами». Такое изменение точки зрения ее защитники обосновывают тем, что уничтожается ярлык психических нарушений.

Джейсанофф отмечает, что это также приводит и к другим проблемам: общество рассматривает понятие «сломанные мозги», чтобы лучше его зафиксировать, чем моральные недостатки, делая жизнь еще более сложной для людей, которые уже страдают психическими заболеваниями. Люди могли бы извлечь выгоду из более полного представления о мозге, которая включает в себя как биологию и окружающую среду, так и формирование культуры поведения.

Когда умственная деятельность рассматривается вне тела, общество воспринимает людей как «более независимых и самомотивированных, чем они есть на самом деле», и это минимизирует «наши отношения, которые связывают нас друг с другом и с окружающей средой», пишет Джейсанофф. В результате он доказывает, что мы являемся поколением эгоцентризма и самоуверенности, погруженным в это частично нашим восхищением мозгом.

На самом деле мозг не является некой сверхъестественной машиной, но он представляет собой призму, через которую преломляются бесчисленные внутренние и внешние воздействия. Вот несколько особенностей работы этой призмы — например, детали того, что происходит на клеточном или молекулярном уровне, — это и многое другое создает массив аргументов Джейсаноффа.

Однако он действительно дает читателям пищу для размышлений над идеей: «Ты – не только мозг». Борясь с этим, он доказывает, что мы можем двигаться к типам общества, которые более социализированы и в которых позитивное взаимодействие между друг-другом стоит на первом месте.

 

 Это может Вам понравиться:

6 правил для развития мозга

Обезьяны тоже могут думать о мышлении

Люди в аутизмом принимают больше логических решений

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
115

Подписаться на рассылку


Подписаться на рассылку


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: